- Что такое Литол?
- Внешний вид и цвет
- Консистенция
- Состав смазки
- Стандартыи ГОСТы
- Спецификации
- Допуски
- Основные свойства
- Технические характеристикисмазки
- КлассификацияЛитолов
- ЦИАТИМ-201
- ЦИАТИМ-202
- ЦИАТИМ-203
- Литол-24
- В чем ихотличие
- Областьприменения Литол-24
- Особенностиприменения
- Где применяютЛитол?
- Где еще можноприменить?
- Какой расходЛитола?
- Инструментыдля использования
- Преимуществаи недостатки
- Плюсы
- Минусы
- Почемусмазка Литол-24 популярна у водителей?
- Списокнадежных производителей
- Формы выпускаи артикулы
- Сроки и способыхранения
- Меры предосторожности
- Аналоги иконкуренты
- Аэрозольныелитиевые смазки
- WD-40 SPECIALIST
- Чем заменитьЛитол
- Зачем заменятьЛитол
- Заключение
Среди пластичных смазок широкое распространение получили литиевые – литолы. Их стандартной рецептуре несколько десятилетий, автопром за эти годы изменился существенно, в отличие от технологии производства густой «классики». Чем хорош литол и применим ли в современных авто? Давайте разбираться.
Что такое Литол?
Литол – это самая известная в России и странах СНГ универсальная консистентная смазка на литиевом загустителе.
Внешний вид и цвет
Лубриканты на литиевом мыле бывают разных цветов. Этот параметр зависит от присадок и красителей, которые вводит производитель. Автовладельцы упоминают о белом и бордовом (вишневом), синем и зеленом Литоле. Однако по стандарту спектр его оттенков – янтарный: начинается светло-желтым и заканчивается коричневым.
Нехарактерный цвет должен насторожить: либо перед вами не Литол, либо его состав не соответствует нормам.
В СССР смазка была прозрачной. Изменение и добавление компонентов влияет на эту характеристику – материал мутнеет. Прозрачность современного Литола может различаться у разных изготовителей, но не влияет на свойства продукта.
Консистенция
Смазочные материалы семейства литолов – однородные, плотные.
Консистенция по ISO 2137 – полутвердая.
Содержимое упаковки похоже на густую мазь и выглядит, как вазелин или вареная сгущенка. У оригинального Литола характеристики вязкости тяготеют к классу 3 по NLGI.
Состав смазки
- основу Литола составляет смесь минеральных масел со значением вязкости 60-75 мм2/с (при 50°С).
- база загущается гидроксидом лития с оксистеариновой кислотой или ее глицеридом. Доля загустителя в среднем – 10-13%.
- в классический состав входят также антиоксидант дифениламин (0,5%) или неозон-Д (0,7%) и вязкостная присадка – полиизобутилен П-20 (4%).
Стандарты и ГОСТы
Технологию изготовления, состав и свойства литиевых смазок регулируют государственные стандарты или технические условия: например, Литол 24 – ГОСТ 21150-87 (переиздан как ГОСТ 21150-2017). Этот же стандарт описывает модификацию Литол-24РК, предназначенную для консервации узлов трения.
Спецификации
- NLGI – 3;
- DIN 51 502 – K3K-40.
Допуски
- МВК Госстандарта РФ № 814/422;
- OEM допуск ФИАТ–ВАЗ 55588.
Основные свойства
Смазка не содержит в составе воды и проявляет отличные влагостойкие и антикоррозийные свойства.
Литолу присуща повышенная устойчивость к сдвигу, химическому воздействию и перепадам температуры. Он является диэлектриком.
Эксплуатационные характеристики сохраняются при температуре от ‑40°С до +120°С, кратковременно – при +130°С. При морозах -30°С и ниже Литол может загустевать, но нагрев обработанных им узлов в процессе работы восстанавливает его свойства. Плотность материала неизменна при нагреве.
Материал горюч! Вспыхивает в закрытом тигле при 183°С, в открытом – при 199°С. Температурные пределы воспламенения от 250°С до 364°С.
Технические характеристики смазки
Базовые параметры Литола по ГОСТ представлены в таблице.
Наименование | Значение |
---|---|
Коллоидная стабильность (% выделяемого масла), max | 12% |
Испаряемость(t 120°С), max | 6% |
Температура каплепадения, min | 185°С |
Плотность (при температуре 15°С) | 892 г/см3 |
Число пенетрации (t 25°С) | 220-260 |
Динамическая вязкость(t-20/0/50°С при среднем градиенте скорости деформации 10/10/100 с-1) | 650/280/8 Па·с |
Предел прочности (t 20/80°С) | 500-1000/>200 Па |
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH, max | 0,1% |
Массовая доля механических примесей, max | 0,05% |
Нагрузка сваривания Рс, Н(кгс) | 1410 (141) |
Критическая нагрузка Рк, Н(кгс) | 630 (63) |
Индекс задира | 28 |
Изменение объема/твердости резины (марка26-44),% | ±8 |
Значения параметров продукта разных производителей могут отличаться.
Классификация Литолов
Семейство литолов представлено несколькими популярными марками ЦИАТИМ и Литол 24. Все смазки трехкомпонентные (база, загуститель, наполнитель), многоцелевого назначения.
ЦИАТИМ-201
Простейшая морозостойкая смазка на базе минерального масла со стеаратом лития и антиокислительной присадкой. Разрабатывалась для широкого применения. Стандарт ГОСТ 6267-74.
ЦИАТИМ-202
Всесезонная смазка на основе трансформаторного и авиационного масла с литиевым мылом высших жирных кислот и антиоксидантом. Схожа по составу с Циатим-201. В большинстве случаев эти смазки взаимозаменяемы. Стандарт ГОСТ 11110-75.
ЦИАТИМ-203
Морозостойкая смазка на базе трансформаторного или веретенного масла с литиевым мылом саломаса, противозадирной и вязкостной присадками. По качествам превосходит упомянутые. Стандарт ГОСТ 8773-73.
Литол-24
Всесезонная универсальная смазка на основе минеральных масел с возможной примесью синтетики, загущенной литиевым мылом, с вязкостной присадкой и антиоксидантом. Может заменить все перечисленные. Стандарт ГОСТ 21150-87 (21150-2017).
В чем их отличие
Несмотря на схожий состав литольных лубрикантов, их разновидности имеют существенные различия в эксплуатационных характеристиках:
Марка | Диапазон температур | Механическая стабильность | Коллоидная стабильность | Предел прочности | Другие особенности |
---|---|---|---|---|---|
ЦИАТИМ-201 | от -60°С до +90°С | Низкая | Низкая | Низкий | Морозостойкость, гигроскопичность, несовместимость с пластмассами и резиной |
ЦИАТИМ-202 | от -50°С до +120°С | Низкая | Средняя | Низкий | Морозостойкость, водостойкость, гигроскопичность |
ЦИАТИМ-203 | от -50°С до +90°С | Средняя | Высокая | Низкий | Морозостойкость, гигроскопичность, водостойкость, противозадирные свойства |
ЛИТОЛ-24 | от -40°С до +120°С | Высокая | Высокая | Высокий | Термоустойчивость, гигроскопичность, водостойкость, антифрикционные и антикоррозийные свойства |
Продукты марки ЦИАТИМ ориентированы на суровые погодные условия или эксплуатацию зимой. Всесезонной можно назвать только смазку ЦИАТИМ-202, однако по механической и коллоидной стабильности она значительно уступает ЛИТОЛУ 24.
Область применения Литол-24
Основное назначение Литола – смазывание поверхностей и узлов трения с низкой и средней нагрузкой, а также с повышенной нагрузкой при малых оборотах: протяжных тросов, петель, подшипников, валов, осей, шлицевых соединений, ступиц, суппортов, шарниров.
Особенности применения
В эксплуатации продукта есть несколько важных ограничений:
- Нельзя применять для смазывания ШРУСов.
- Нельзя смешивать с силиконовыми смазками и составами на кальциевых загустителях.
Распространено мнение о несовместимости Литола с алюминием и его сплавами, особенно во влажной среде. Официальных предостережений об этом нет, а бытовые опыты не подтверждают разрушительного воздействия.
Где применяют Литол?
Литол широко применяется в обслуживании легковых и грузовых автомобилей, гусеничного транспорта, специализированной сельскохозяйственной, дорожной и иной транспортной техники. Детали, подлежащие обработке этим ГСМ:
- подшипники скольжения разных типов;
- закрытые и открытые подшипники каченияходовой части, трансмиссии, подвески и навесного оборудования (ступицы, опоры, поворотные кулаки, полуоси, зубчатые и другие передачи, крестовины кардана заднего привода, муфты, помпы, генераторы и т.д.);
- резьбовые и шарнирные соединения;
- направляющие (стеклоподъемники, люк и т.д.);
- малонагруженные исполнительные механизмы;
- тросики, тяги и т.д.;
- электрические колодки и разъемы, клеммы аккумулятора;
- петли дверей и крышек.
Где еще можно применить?
Помимо автомобилестроения, Литол 24 используют при ремонте и обслуживании железнодорожного и воздушного транспорта, судов, отраслевой спецтехники, промышленных станков и механизмов, электротехники. На тематических форумах встречаются упоминания об использовании смазки для бытовых нужд (смазка для дверных и мебельных петель, электроинструмента).
Какой расход Литола?
Согласно методичке Минтранса России, нормативный расход пластичных смазок для легковых автомобилей он составляет 0,1 кг на каждые 100 л топлива.
Более подробные рекомендации по отечественным авто до начала 90-х указывались в химмотологических картах. Например, в подшипник переднего колеса ВАЗ-2105 закладывается 65 г Литола, в шарниры рулевых тяг – по 15 г и т.д. Сейчас заводы-изготовители не обязаны составлять такие карты, и часто информации о расходе ГСМ нет.
Сошедший с конвейера автомобиль ходит на заводских смазках до 30-40 тысяч км, для дальнейшей эксплуатации рекомендуют заменять их полностью или восполнять выработанный объем.
Сколько Литола закладывать в подшипники, можно вычислить самостоятельно по формуле:
V = D * B * 0,5
где V – объем смазки (мл), D и B – внешний диаметр и высота (ширина) подшипника (см) соответственно.
Или ориентировочно рассчитать по таблице:
Маркировка | Значение быстроходности (по типу подшипника) | Объем заполнения смазкой | ||
Шариковый | Игольчатый, сферический, конический роликовый, радиальный | Роликовый | ||
VL (очень низкие) | < 30 000 | < 30 000 | 90% | |
L (низкие) | < 100 000 | < 75 000 | < 75 000 | 75% |
М (средние) | < 300 000 | < 210 000 | < 270 000 | 50% |
Н (высокие) | < 500 000 | ≥ 210 000 | ≥ 270 000 | 30% |
VH (очень высокие) | < 700 000 | 20% | ||
ЕН (экстремально высокие) | ≥ 700 000 | 15% |
В целом автовладельцы и мастера на форумах и сайтах-отзовиках отмечают экономичный расход смазки Литол 24.
Инструменты для использования
Для удобства обработки узлов трения консистентной смазкой Литол-24 предусмотрены специальные инструменты (нагнетатели) и подходящий для них формат фасовки – туба (картридж, картуш, «патрон»).
Основные приспособления для использования таких туб – механические и пневматические шприцы винтового, рычажного и пистолетного типа. Возможно использование медицинских шприцев разного объема и пустые пистолеты от герметика. Их наполняют вручную.
Преимущества и недостатки
Споры о качествах Литола и возможности его использования в современных автомобилях строятся вокруг достоинств и недостатков смазки, изготавливаемой по рецептуре прошлого века.
Плюсы
Среди преимуществ смазки Литол-24 –технические характеристики:
- отличная адгезия;
- стабильность по важнейшим параметрам;
- термо- и водостойкость;
- нулевая электропроводность.
Положительной оценки автовладельцев удостоились также низкая стоимость и длительный срок хранения.
Минусы
- горючесть;
- низкая устойчивость к сваривающим нагрузкам;
- слабое теплоотведение;
- отсутствие противоизносных присадок (по ГОСТ).
Также к негативным факторам оправданно причисляют липкость густого состава, из-за которой в нем накапливается пыль, в том числе абразивная.
Отдельно стоит сказать о том, что производство Литола 24 сегодня не регулируется госстандартом в обязательном порядке. Многие изготовители не соблюдают ГОСТ, заменяя его ТУ. Это вызывает противоречивые отклики.
С одной стороны, смазку можно улучшить с помощью добавок: так производят Литол-24М с модификатором трения (ТУ 0254-015-00148820-99). С другой – покупатель рискует приобрести некачественный продукт из неизвестного сырья.
Почему смазка Литол-24 популярна у водителей?
Несмотря на противоречия, Литол-24 – одна из самых известных и популярных универсальных пластичных смазок отечественного производства. Многолетняя история сделала его узнаваемым. Привычка использовать именно эту смазку, а зачастую и ее запасы, передавалась от старшего поколения младшему.
У водителей Литол пользуется неизменным спросом как надежный, дешевый и простой в использовании продукт. Его закладывают в механизмы по принципу «положил и забыл», эксплуатационные свойства позволяют решать большинство ежедневных задач, а во время простоя авто состав защищает узлы трения от коррозии.
Список надежных производителей
Гарантия качества Литола-24 – надежный изготовитель.
Стоит обратить внимание на нефтегазовые компании: ПАО «Газпром нефть», «Лукойл», НК «Роснефть». Качественный продукт производит ВНИИСМ и крупные заводы по выпуску ГСМ: ООО «НЗСМ», ООО «Ярославские смазки», АО «Делфин Индастри», ООО «Производство Завод имени Шаумяна» и т.д.
Если у вас возникают сомнения, выбирайте смазку, произведенную по ГОСТу.
Формы выпуска и артикулы
У большинства изготовителей артикул имеет каждая форма выпуска Литол-24, но некоторые бренды особых обозначений не применяют или не публикуют. Собственные коды могут присваивать и продавцы – в таком случае каталожный номер магазина и номер производителя не будут совпадать.
Выпускают смазку в мелкой и крупной фасовке: тюбиках от 100 г, пластиковых и картонных тубах по 400 г, полимерных и металлических ведрах и банках от 800 г до 10 кг, стальных барабанах, канистрах и бочках от 17,5 до 180 кг.
Маркировка Литол-24 (артикул и вес) у некоторых производителей:
Производитель | Артикул | Вес | Тара |
---|---|---|---|
Газпромнефть | 2389906978 | 100 г | Тюбик |
2389907079 | 150 г | Дой-пак | |
2389901373 | Тюбик | ||
2389907073 | 300 г | Дой-пак | |
2389901374 | 350 г | Тюбик | |
2389906872 | 400 г | Картридж (туба) | |
2389906898 | 4 кг | Ведро металл | |
2389906897 | 8 кг | Ведро металл | |
2389904078 | 18 кг | Ведро металл | |
2389901377 | 45 кг | Бочка полимер | |
2389901378 | 170 кг | Бочка металл | |
Лукойл | 1469696 | 5,6 л | Ведро пластик |
1470311 | 10,7 л | Ведро пластик | |
1500183 | 20 л | Канистра полимер | |
1648260 | 210 л | Бочка металл | |
НЗСМ | 1831 | 400 г | Картридж (туба) |
751 | 4 кг | Ведро пластик | |
752 | 9 кг | Ведро пластик | |
542 | 18 кг | Барабан сталь | |
LuxeOil | 314-411 | 100 г | Тюбик |
321-888 | 160 г | Тюбик | |
314-506 | 250 г | Тюбик | |
320-053 | 360 г | Тюбик | |
315-676 | 400 г | Картридж (туба) | |
315-737 | Банка металл | ||
315-736 | 800 г | Банка металл | |
186-004 | 850 г | Банка полимер | |
186-002 | 2 кг | Банка полимер | |
316-267 | 9,5 кг | Бочка полимер | |
315-735 | 17,5 кг | Ведро металл | |
186-009 | 21 кг | Банка металл | |
186-008 | 37 кг | Бочка полимер | |
OILRIGHT | 313-794 | 100 г | Тюбик |
320-358 | 160 г | Тюбик | |
187-011 | 800 г | Банка пластик | |
187-012 | 2 кг | Банка пластик | |
187-031 | 5 кг | Банка пластик | |
187-032 | 9,5 кг | Банка металл | |
320-123 | 21 кг | Бочка полимер | |
Sintec | 663322 | 250 г | Тюбик |
800401 | 800 г | Банка металл | |
81827 | 2,5 кг | Банка пластик | |
99000 | 9,5 кг | Ведро пластик | |
90053 | 18 кг | Ведро пластик |
Сроки и способы хранения
Срок годности Литола-24 – одна из его сильных сторон. Гарантийный срок хранения составляет 5 лет, но фактически неограничен в соответствующих условиях.
Помещение, где хранится смазка, должно быть прохладным и сухим, хорошо вентилируемым, удаленным от источников открытого огня и защищенным от осадков. ГСМ предпочтительно оставить в заводской таре, но при необходимости можно переложить в стеклянную или полимерную емкость с плотной крышкой.
Литол-24 нельзя держать рядом с кислотами, сжатыми и сжиженными газами, в том числе кислородом и другими оксидантами, а также взрывоопасными и легкогорючими веществами.
Для транспортировки подходят температурные условия от -40˚С до +40˚С.
Меры предосторожности
Литол-24 относится к 4 классу по ГОСТ 12.1.007 – он малоопасен и не выделяет токсичных веществ. При этом состав горюч. Во время работы с ним нужно соблюдать ряд требований безопасности и мер предосторожности:
- В рабочих и складских помещениях обеспечить хорошую вентиляцию (приточно-вытяжную), исключить обращение с открытым огнем, курение, заземлить оборудование.
- Исключить попадание смазки в бытовую канализационную систему, ливневки, открытые водоемы.
- При работе с продуктом использовать СИЗ (маску, перчатки) и соблюдать правила гигиены: мыть руки с мылом после контакта со смазкой, при попадании на слизистую оболочку (в том числе глаз) – промыть теплой водой с мылом.
- В случае пожара — тушить пеной на основе ПО-1Д, ПО-ЗА, распыленной водой.
Аналоги и конкуренты
По техническим характеристикам и применению Литол-24 имеет ряд аналогов и конкурентов, позиционирующих себя как более приемлемые или качественно превосходящие. Среди них можно рассматривать ГСМ отечественного и зарубежного производства.
Наименование | Описание | |
---|---|---|
Российские | ||
Солидол | Класс консистенции по NLGI: 2. На кальциевом мыле. Температурный режим от -30°Сдо +65°С. Разъедает резину и пластмассы | |
Фиол-1 | Класс консистенции по NLGI: 1. Пластичная смазка с литиевым мылом и присадками. Менее вязкая, менее стабильная, более морозостойкая, чем Литол-24. Диапазон температур от -40°С до +120°С | |
Фиол-2 | Класс консистенции по NLGI: 2. Минеральная основа с литиевым мылом. Работоспособна от -40°С до +100°С. Менее густая, менее стабильная, чем Литол | |
Фиол-3 | Класс консистенции по NLGI: 3. Минеральная основа с литиевым мылом. Максимально схожа с Литолом-24, смешивается с ним | |
Импортные | ||
Castrol | LM, LMX | Класс консистенции по NLGI: 2. Диапазон температур от -35°С до +140°С (LM) и до 170°С (LMX). Устойчивость к давлению, антикоррозийные и противозадирные свойства |
Mobil | MOBILUX EP2, EP3 | Класс консистенции по NLGI: 2, 3. Работоспособность состава от -20°С до +130°С. Устойчивость к ударным нагрузкам и вибрации, антикоррозийные свойства, противозадирные свойства (EP присадки) |
Shell | Alvania RL (Gadus S2 V100) 2, 3 | Класс консистенции по NLGI: 2, 3. Диапазон температур от -20°С до +130°С. Устойчивость к вибрации, противозадирные свойства, несовместимость с резиновыми деталями |
Alvania EP(LF) , Retinax EP (Gadus S2 V220) 2, 3 | ||
ESSO | BEACON 3 | Класс консистенции по NLGI: 3. Эксплуатация при температурах от -30°С до +140°С. Виброустойчивость |
Texaco | HYTEX EP-2 | Класс консистенции по NLGI: 2,5 (2/3). Диапазон температур от -20°С до +130°С. Противозадирные свойства |
Несмотря на улучшенные противоизносные характеристики, многие из предложенных заменителей уступают Литолу-24 в показателях термоустойчивости.
Аэрозольные литиевые смазки
Пластичные лубриканты в аэрозольной форме заслуживают отдельного внимания. Смазки-спреи с литием производят зарубежные и отечественные бренды: MANNOL, Xado, RUNWAY, Hi-Gear, Texon, ABRO, Fenom, KERRY, ASTROhim, Arsenal и т.д. Многие из них за счет высокой проникающей способности предназначены в основном для обработки резьбовых соединений, тросов и направляющих, но некоторые подходят и нагруженных узлов.
WD-40 SPECIALIST
Белая литиевая смазка от известного производителя WD-40 – один из лучших ГСМ в аэрозоле. Применяется для снижения трения в механизмах, работающих с чрезмерной нагрузкой в режиме от -18°С до +140°С. Защищает от коррозии.
Чем заменить Литол
Если по каким-то причинам Литол-24 не подходит, его можно заменить любым современным аналогом из списка выше.
Зачем заменять Литол
Повышенные нагрузки, на которые рассчитаны некоторые узлы трения машин последних десятилетий, требуют от смазки высоких противоизносных свойств, посредственных у Литола. Приходится искать состав с соответствующими присадками.
Заключение
Литол-24 – универсальная смазка, которую можно использовать как единую. Уступая по некоторым эксплуатационным характеристикам импортным материалам, но превосходя их по доступности цены, она остается лучшей российской пластичной смазкой для мало- и средненагруженных узлов трения, в том числе современных автомобилей.