Что такое Литол-24? Чем отличается от Солидола и чем можно заменить?

Смазки

Среди пластичных смазок широкое распространение получили литиевые – литолы. Их стандартной рецептуре несколько десятилетий, автопром за эти годы изменился существенно, в отличие от технологии производства густой «классики». Чем хорош литол и применим ли в современных авто? Давайте разбираться.

Что такое Литол?

Литол – это самая известная в России и странах СНГ универсальная консистентная смазка на литиевом загустителе.

Внешний вид и цвет

Лубриканты на литиевом мыле бывают разных цветов. Этот параметр зависит от присадок и красителей, которые вводит производитель. Автовладельцы упоминают о белом и бордовом (вишневом), синем и зеленом Литоле. Однако по стандарту спектр его оттенков – янтарный: начинается светло-желтым и заканчивается коричневым.

Нехарактерный цвет должен насторожить: либо перед вами не Литол, либо его состав не соответствует нормам.

В СССР смазка была прозрачной. Изменение и добавление компонентов влияет на эту характеристику – материал мутнеет. Прозрачность современного Литола может различаться у разных изготовителей, но не влияет на свойства продукта.

Консистенция

Смазочные материалы семейства литолов – однородные, плотные.

Консистенция по ISO 2137 – полутвердая.

Содержимое упаковки похоже на густую мазь и выглядит, как вазелин или вареная сгущенка. У оригинального Литола характеристики вязкости тяготеют к классу 3 по NLGI.

Состав смазки

  1. основу Литола составляет смесь минеральных масел со значением вязкости 60-75 мм2/с (при 50°С).
  2. база загущается гидроксидом лития с оксистеариновой кислотой или ее глицеридом. Доля загустителя в среднем – 10-13%.
  3. в классический состав входят также антиоксидант дифениламин (0,5%) или неозон-Д (0,7%) и вязкостная присадка – полиизобутилен П-20 (4%).

Стандарты и ГОСТы

Технологию изготовления, состав и свойства литиевых смазок регулируют государственные стандарты или технические условия: например, Литол 24 – ГОСТ 21150-87 (переиздан как ГОСТ 21150-2017). Этот же стандарт описывает модификацию Литол-24РК, предназначенную для консервации узлов трения.

Спецификации

  • NLGI – 3;
  • DIN 51 502 – K3K-40.

Допуски

  • МВК Госстандарта РФ № 814/422;
  • OEM допуск ФИАТ–ВАЗ 55588.

Основные свойства

Смазка не содержит в составе воды и проявляет отличные влагостойкие и антикоррозийные свойства.

Литолу присуща повышенная устойчивость к сдвигу, химическому воздействию и перепадам температуры. Он является диэлектриком.

Эксплуатационные характеристики сохраняются при температуре от ‑40°С до +120°С, кратковременно – при +130°С. При морозах -30°С и ниже Литол может загустевать, но нагрев обработанных им узлов в процессе работы восстанавливает его свойства. Плотность материала неизменна при нагреве.

Материал горюч! Вспыхивает в закрытом тигле при 183°С, в открытом – при 199°С. Температурные пределы воспламенения от 250°С до 364°С.

Технические характеристики смазки

Базовые параметры Литола по ГОСТ представлены в таблице.

НаименованиеЗначение
Коллоидная стабильность (% выделяемого масла), max12%
Испаряемость(t 120°С), max6%
Температура каплепадения, min185°С
Плотность (при температуре 15°С)892 г/см3
Число пенетрации (t 25°С)220-260
Динамическая вязкость(t-20/0/50°С при среднем градиенте скорости деформации 10/10/100 с-1)650/280/8 Па·с
Предел прочности (t 20/80°С)500-1000/>200 Па
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH, max0,1%
Массовая доля механических примесей, max0,05%
Нагрузка сваривания Рс, Н(кгс)1410 (141)
Критическая нагрузка Рк, Н(кгс)630 (63)
Индекс задира28
Изменение объема/твердости резины (марка26-44),%±8

Значения параметров продукта разных производителей могут отличаться.

Классификация Литолов

Семейство литолов представлено несколькими популярными марками ЦИАТИМ и Литол 24. Все смазки трехкомпонентные (база, загуститель, наполнитель), многоцелевого назначения.

ЦИАТИМ-201

Простейшая морозостойкая смазка на базе минерального масла со стеаратом лития и антиокислительной присадкой. Разрабатывалась для широкого применения. Стандарт ГОСТ 6267-74.

ЦИАТИМ-202

Всесезонная смазка на основе трансформаторного и авиационного масла с литиевым мылом высших жирных кислот и антиоксидантом. Схожа по составу с Циатим-201. В большинстве случаев эти смазки взаимозаменяемы. Стандарт ГОСТ 11110-75.

ЦИАТИМ-203

Морозостойкая смазка на базе трансформаторного или веретенного масла с литиевым мылом саломаса, противозадирной и вязкостной присадками. По качествам превосходит упомянутые. Стандарт ГОСТ 8773-73.

Литол-24

Всесезонная универсальная смазка на основе минеральных масел с возможной примесью синтетики, загущенной литиевым мылом, с вязкостной присадкой и антиоксидантом. Может заменить все перечисленные. Стандарт ГОСТ 21150-87 (21150-2017).

В чем их отличие

Несмотря на схожий состав литольных лубрикантов, их разновидности имеют существенные различия в эксплуатационных характеристиках:

МаркаДиапазон температурМеханическая стабильностьКоллоидная стабильностьПредел прочностиДругие особенности
ЦИАТИМ-201от -60°С
до +90°С
НизкаяНизкаяНизкийМорозостойкость, гигроскопичность, несовместимость с пластмассами и резиной
ЦИАТИМ-202от -50°С
до +120°С
НизкаяСредняяНизкийМорозостойкость, водостойкость, гигроскопичность
ЦИАТИМ-203от -50°С
до +90°С
СредняяВысокаяНизкийМорозостойкость, гигроскопичность, водостойкость, противозадирные свойства
ЛИТОЛ-24от -40°С
до +120°С
ВысокаяВысокаяВысокийТермоустойчивость, гигроскопичность, водостойкость, антифрикционные и антикоррозийные свойства

Продукты марки ЦИАТИМ ориентированы на суровые погодные условия или эксплуатацию зимой. Всесезонной можно назвать только смазку ЦИАТИМ-202, однако по механической и коллоидной стабильности она значительно уступает ЛИТОЛУ 24.

Область применения Литол-24

Основное назначение Литола – смазывание поверхностей и узлов трения с низкой и средней нагрузкой, а также с повышенной нагрузкой при малых оборотах: протяжных тросов, петель, подшипников, валов, осей, шлицевых соединений, ступиц, суппортов, шарниров.

Особенности применения

В эксплуатации продукта есть несколько важных ограничений:

  • Нельзя применять для смазывания ШРУСов.
  • Нельзя смешивать с силиконовыми смазками и составами на кальциевых загустителях.

Распространено мнение о несовместимости Литола с алюминием и его сплавами, особенно во влажной среде. Официальных предостережений об этом нет, а бытовые опыты не подтверждают разрушительного воздействия.

Где применяют Литол?

Литол широко применяется в обслуживании легковых и грузовых автомобилей, гусеничного транспорта, специализированной сельскохозяйственной, дорожной и иной транспортной техники. Детали, подлежащие обработке этим ГСМ:

  • подшипники скольжения разных типов;
  • закрытые и открытые подшипники каченияходовой части, трансмиссии, подвески и навесного оборудования (ступицы, опоры, поворотные кулаки, полуоси, зубчатые и другие передачи, крестовины кардана заднего привода, муфты, помпы, генераторы и т.д.);
  • резьбовые и шарнирные соединения;
  • направляющие (стеклоподъемники, люк и т.д.);
  • малонагруженные исполнительные механизмы;
  • тросики, тяги и т.д.;
  • электрические колодки и разъемы, клеммы аккумулятора;
  • петли дверей и крышек.

Где еще можно применить?

Помимо автомобилестроения, Литол 24 используют при ремонте и обслуживании железнодорожного и воздушного транспорта, судов, отраслевой спецтехники, промышленных станков и механизмов, электротехники. На тематических форумах встречаются упоминания об использовании смазки для бытовых нужд (смазка для дверных и мебельных петель, электроинструмента).

Какой расход Литола?

Согласно методичке Минтранса России, нормативный расход пластичных смазок для легковых автомобилей он составляет 0,1 кг на каждые 100 л топлива.

Более подробные рекомендации по отечественным авто до начала 90-х указывались в химмотологических картах. Например, в подшипник переднего колеса ВАЗ-2105 закладывается 65 г Литола, в шарниры рулевых тяг – по 15 г и т.д. Сейчас заводы-изготовители не обязаны составлять такие карты, и часто информации о расходе ГСМ нет.

Сошедший с конвейера автомобиль ходит на заводских смазках до 30-40 тысяч км, для дальнейшей эксплуатации рекомендуют заменять их полностью или восполнять выработанный объем.

Сколько Литола закладывать в подшипники, можно вычислить самостоятельно по формуле:

V = D * B * 0,5

где V – объем смазки (мл), D и B – внешний диаметр и высота (ширина) подшипника (см) соответственно.

Или ориентировочно рассчитать по таблице:

Маркировка Значение быстроходности (по типу подшипника) Объем заполнения смазкой
Шариковый Игольчатый, сферический, конический роликовый, радиальный Роликовый
VL (очень низкие) < 30 000 < 30 000 90%
L (низкие) < 100 000 < 75 000 < 75 000 75%
М (средние) < 300 000 < 210 000 < 270 000 50%
Н (высокие) < 500 000 ≥ 210 000 ≥ 270 000 30%
VH (очень высокие) < 700 000 20%
ЕН (экстремально высокие) ≥ 700 000 15%

В целом автовладельцы и мастера на форумах и сайтах-отзовиках отмечают экономичный расход смазки Литол 24.

Инструменты для использования

Для удобства обработки узлов трения консистентной смазкой Литол-24 предусмотрены специальные инструменты (нагнетатели) и подходящий для них формат фасовки – туба (картридж, картуш, «патрон»).

Основные приспособления для использования таких туб – механические и пневматические шприцы винтового, рычажного и пистолетного типа. Возможно использование медицинских шприцев разного объема и пустые пистолеты от герметика. Их наполняют вручную.

Преимущества и недостатки

Споры о качествах Литола и возможности его использования в современных автомобилях строятся вокруг достоинств и недостатков смазки, изготавливаемой по рецептуре прошлого века.

Плюсы

Среди преимуществ смазки Литол-24 –технические характеристики:

  • отличная адгезия;
  • стабильность по важнейшим параметрам;
  • термо- и водостойкость;
  • нулевая электропроводность.

Положительной оценки автовладельцев удостоились также низкая стоимость и длительный срок хранения.

Минусы

  • горючесть;
  • низкая устойчивость к сваривающим нагрузкам;
  • слабое теплоотведение;
  • отсутствие противоизносных присадок (по ГОСТ).

Также к негативным факторам оправданно причисляют липкость густого состава, из-за которой в нем накапливается пыль, в том числе абразивная.

Отдельно стоит сказать о том, что производство Литола 24 сегодня не регулируется госстандартом в обязательном порядке. Многие изготовители не соблюдают ГОСТ, заменяя его ТУ. Это вызывает противоречивые отклики.

С одной стороны, смазку можно улучшить с помощью добавок: так производят Литол-24М с модификатором трения (ТУ 0254-015-00148820-99). С другой – покупатель рискует приобрести некачественный продукт из неизвестного сырья.

Почему смазка Литол-24 популярна у водителей?

Несмотря на противоречия, Литол-24 – одна из самых известных и популярных универсальных пластичных смазок отечественного производства. Многолетняя история сделала его узнаваемым. Привычка использовать именно эту смазку, а зачастую и ее запасы, передавалась от старшего поколения младшему.

У водителей Литол пользуется неизменным спросом как надежный, дешевый и простой в использовании продукт. Его закладывают в механизмы по принципу «положил и забыл», эксплуатационные свойства позволяют решать большинство ежедневных задач, а во время простоя авто состав защищает узлы трения от коррозии.

Список надежных производителей

Гарантия качества Литола-24 – надежный изготовитель.

Стоит обратить внимание на нефтегазовые компании: ПАО «Газпром нефть», «Лукойл», НК «Роснефть».  Качественный продукт производит ВНИИСМ и крупные заводы по выпуску ГСМ: ООО «НЗСМ», ООО «Ярославские смазки», АО «Делфин Индастри», ООО «Производство Завод имени Шаумяна» и т.д.

Если у вас возникают сомнения, выбирайте смазку, произведенную по ГОСТу.

Формы выпуска и артикулы

У большинства изготовителей артикул имеет каждая форма выпуска Литол-24, но некоторые бренды особых обозначений не применяют или не публикуют. Собственные коды могут присваивать и продавцы – в таком случае каталожный номер магазина и номер производителя не будут совпадать.

Выпускают смазку в мелкой и крупной фасовке: тюбиках от 100 г, пластиковых и картонных тубах по 400 г, полимерных и металлических ведрах и банках от 800 г до 10 кг, стальных барабанах, канистрах и бочках от 17,5 до 180 кг.

Маркировка Литол-24 (артикул и вес) у некоторых производителей:

ПроизводительАртикулВес Тара
Газпромнефть2389906978100 гТюбик
2389907079150 гДой-пак
2389901373Тюбик
2389907073300 гДой-пак
2389901374350 гТюбик
2389906872400 гКартридж (туба)
23899068984 кгВедро металл
23899068978 кгВедро металл
238990407818 кгВедро металл
238990137745 кгБочка полимер
2389901378170 кгБочка металл
Лукойл14696965,6 лВедро пластик
147031110,7 лВедро пластик
150018320 лКанистра полимер
1648260210 лБочка металл
НЗСМ1831  400 гКартридж (туба)
751  4 кгВедро пластик
752  9 кгВедро пластик
542  18 кгБарабан сталь
LuxeOil314-411100 гТюбик
321-888160 гТюбик
314-506250 гТюбик
320-053360 гТюбик
315-676400 гКартридж (туба)
315-737Банка металл
315-736800 гБанка металл
186-004850 гБанка полимер
186-0022 кгБанка полимер
316-2679,5 кгБочка полимер
315-73517,5 кгВедро металл
186-00921 кгБанка металл
186-00837 кгБочка полимер
OILRIGHT313-794100 гТюбик
320-358160 гТюбик
187-011800 гБанка пластик
187-0122 кгБанка пластик
187-0315 кгБанка пластик
187-0329,5 кгБанка металл
320-12321 кгБочка полимер
Sintec663322250 гТюбик
800401800 гБанка металл
818272,5 кгБанка пластик
990009,5 кгВедро пластик
9005318 кгВедро пластик

Сроки и способы хранения

Срок годности Литола-24 – одна из его сильных сторон. Гарантийный срок хранения составляет 5 лет, но фактически неограничен в соответствующих условиях.

Помещение, где хранится смазка, должно быть прохладным и сухим, хорошо вентилируемым, удаленным от источников открытого огня и защищенным от осадков. ГСМ предпочтительно оставить в заводской таре, но при необходимости можно переложить в стеклянную или полимерную емкость с плотной крышкой.

Литол-24 нельзя держать рядом с кислотами, сжатыми и сжиженными газами, в том числе кислородом и другими оксидантами, а также взрывоопасными и легкогорючими веществами.

Для транспортировки подходят температурные условия от -40˚С до +40˚С.

Меры предосторожности

Литол-24 относится к 4 классу по ГОСТ 12.1.007 – он малоопасен и не выделяет токсичных веществ. При этом состав горюч. Во время работы с ним нужно соблюдать ряд требований безопасности и мер предосторожности:

  1. В рабочих и складских помещениях обеспечить хорошую вентиляцию (приточно-вытяжную), исключить обращение с открытым огнем, курение, заземлить оборудование.
  2. Исключить попадание смазки в бытовую канализационную систему, ливневки, открытые водоемы.
  3. При работе с продуктом использовать СИЗ (маску, перчатки) и соблюдать правила гигиены: мыть руки с мылом после контакта со смазкой, при попадании на слизистую оболочку (в том числе глаз) – промыть теплой водой с мылом.
  4. В случае пожара — тушить пеной на основе ПО-1Д, ПО-ЗА, распыленной водой.

Аналоги и конкуренты

По техническим характеристикам и применению Литол-24 имеет ряд аналогов и конкурентов, позиционирующих себя как более приемлемые или качественно превосходящие. Среди них можно рассматривать ГСМ отечественного и зарубежного производства.

НаименованиеОписание
Российские
СолидолКласс консистенции по NLGI: 2. На кальциевом мыле. Температурный режим от -30°Сдо +65°С. Разъедает резину и пластмассы
Фиол-1Класс консистенции по NLGI: 1. Пластичная смазка с литиевым мылом и присадками. Менее вязкая, менее стабильная, более морозостойкая, чем Литол-24. Диапазон температур от -40°С до +120°С
Фиол-2Класс консистенции по NLGI: 2. Минеральная основа с литиевым мылом. Работоспособна от -40°С до +100°С. Менее густая, менее стабильная, чем Литол
Фиол-3Класс консистенции по NLGI: 3. Минеральная основа с литиевым мылом. Максимально схожа с Литолом-24, смешивается с ним
Импортные
CastrolLM, LMXКласс консистенции по NLGI: 2. Диапазон температур от -35°С до +140°С (LM) и до 170°С (LMX). Устойчивость к давлению, антикоррозийные и противозадирные свойства
MobilMOBILUX EP2, EP3Класс консистенции по NLGI: 2, 3. Работоспособность состава от -20°С до +130°С. Устойчивость к ударным нагрузкам и вибрации, антикоррозийные свойства, противозадирные свойства (EP присадки)
ShellAlvania RL (Gadus S2 V100) 2, 3Класс консистенции по NLGI: 2, 3. Диапазон температур от -20°С до +130°С. Устойчивость к вибрации, противозадирные свойства, несовместимость с резиновыми деталями
Alvania EP(LF) , Retinax EP (Gadus S2 V220) 2, 3
ESSOBEACON 3Класс консистенции по NLGI: 3. Эксплуатация при температурах от -30°С до +140°С. Виброустойчивость
TexacoHYTEX EP-2Класс консистенции по NLGI: 2,5 (2/3). Диапазон температур от -20°С до +130°С. Противозадирные свойства

Несмотря на улучшенные противоизносные характеристики, многие из предложенных заменителей уступают Литолу-24 в показателях термоустойчивости.

Аэрозольные литиевые смазки

Пластичные лубриканты в аэрозольной форме заслуживают отдельного внимания. Смазки-спреи с литием производят зарубежные и отечественные бренды: MANNOL, Xado, RUNWAY, Hi-Gear, Texon, ABRO, Fenom, KERRY, ASTROhim, Arsenal и т.д. Многие из них за счет высокой проникающей способности предназначены в основном для обработки резьбовых соединений, тросов и направляющих, но некоторые подходят и нагруженных узлов.

WD-40 SPECIALIST

Белая литиевая смазка от известного производителя WD-40 – один из лучших ГСМ в аэрозоле. Применяется для снижения трения в механизмах, работающих с чрезмерной нагрузкой в режиме от -18°С до +140°С. Защищает от коррозии.

Чем заменить Литол?

Если по каким-то причинам Литол-24 не подходит, его можно заменить любым современным аналогом из списка выше.

Зачем заменять Литол?

Повышенные нагрузки, на которые рассчитаны некоторые узлы трения машин последних десятилетий, требуют от смазки высоких противоизносных свойств, посредственных у Литола. Приходится искать состав с соответствующими присадками.

Заключение

Литол-24 – универсальная смазка, которую можно использовать как единую. Уступая по некоторым эксплуатационным характеристикам импортным материалам, но превосходя их по доступности цены, она остается лучшей российской пластичной смазкой для мало- и средненагруженных узлов трения, в том числе современных автомобилей.

Оцените статью
Autozhidkosti.ru
Добавить комментарий